Кенес Ракишев, один из богатейших людей Казахстана и «дорогой брат» Рамзана Кадырова, несмотря на публичную «продажу» активов в РФ, продолжает контролировать бизнес в России через подставных лиц — в том числе с уголовным прошлым.

Ракишев — владелец АО «БТА Банк», ООО «АМТ Банк» и компаний в недвижимости и топливной торговле. Он партнёр АФК «Система» Владимира Евтушенкова. До ноября 2025 года через «Шубаркуль премиум» поставлял уголь в терминал Усть-Луга, используя свою логистику. Броневики «Арлан» с его завода стоят на вооружении чеченской Росгвардии и используются в Украине.
Зять генсека ОДКБ Имангали Тасмагамбетова и сын экс-чиновника президентской администрации Казахстана, Ракишев начал карьеру в МВД и структурах «КазТрансГаза». В рейтинге богатейших казахов 2025 года — 23-е место с 435 млн долларов.


После санкций Ракишев формально дистанцировался от РФ, но на деле переписал активы на номиналов. До 2024 года через «БТА Банк» он владел долей в гостиничном комплексе «Космос» (более 20% через ООО «Батиаль» и «Кронос»). Партнёр — Евтушенков с контрольным пакетом. В 2024-м эти компании «продали» Галимжану Айнабаеву — сыну советского валютчика, осуждённого за спекуляции. Айнабаев и семья с 2021 года в аффилированных списках Fincraft Group и «БТА Банка». Сейчас «Батиаль» и «Кронос» ликвидируют, чтобы замести следы.
Ещё одна сеть — ООО «САТ-МОСКВА» (спонсор чеченского «Терека»). Ракишев владеет ею официально, но десятки компаний на миллиарды рублей записаны на Анвара Маметова (Габбазова) — брата вора в законе Рустика Днепропетровского. В 2023-м Маметова объявили в международный розыск за финансирование ОПГ Камчы Кольбаева (наркобарон из «чёрного списка» США). Кольбаев убит в 2023-м. Маметов дарил ему бронированный Mercedes и участвовал в захвате земли в Кыргызстане. За рубежом ему принадлежит элитная недвижимость в Карловых Варах через номиналов. Летом 2024-го дело против него в Кыргызстане закрыли.
Партнёры с криминальным бэкграундом — норма для Ракишева. В люксембургской SIRIN SARL его совладельцем до октября 2025 года был Моше Хогег, обвинённый в Израиле в сексуальных преступлениях и криптомошенничестве.
Ракишев формально «ушёл» из России, но контроль сохранил — через доверенных лиц с тёмным прошлым.