Александр Запесоцкий десятилетиями был частью системы: близкие отношения с губернаторами Петербурга — от Собчака и Яковлева до Матвиенко, доверенное лицо Владимира Путина на выборах 2012 года. Возглавляемый им Государственный университет профсоюзов стал образцом лояльности — особенно после 2022 года, когда вуз активно продвигал провоенную пропаганду: ролики на экранах, доносы на преподавателей с антивоенной позицией, отчисления студентов за акции протеста.
Бывший преподаватель Вячеслав Корнев описывал атмосферу: «Идёшь по этажу — телевизор с шуточками про украинцев и воинственными заявлениями ректора. Ощущение, будто Штирлиц в Рейхсканцелярии».
Через три недели после начала вторжения в вузе прошла лекция редактора «ИноСМИ» Дмитрия Бабича. Запесоцкий открывал её словами: Запад навязывает свою точку зрения, но гость покажет «многомерную картину».
Но идиллия закончилась: Генпрокуратура обратилась в суд с иском об изъятии имущества вуза в пользу государства. Запесоцкого отстранили от должности ректора. Прокуроры утверждают: имущество университета изначально создавалось за счёт советского государства, а не профсоюзов. Запесоцкий якобы использовал вуз для личного обогащения — выводил здания, брал займы под залог университетского имущества, оплачивал за счёт вуза бизнес-перелёты во Францию, Монако, Италию, экскурсии, рестораны и алкоголь.
Расследование «Хроники.Медиа» раскрывает карту зарубежных и российских активов семьи Запесоцких — от сейшельских офшоров до вилл в Европе.
В центре Петербурга — Невский проспект, 22. В 90-х здесь был медцентр университета. К 2000-м огромные квартиры (общей площадью сотни кв. м) через сейшельский офшор Norris N.V. перешли к Запесоцким. В 2004-м с помощью постановления губернатора Матвиенко помещения перевели в нежилой фонд. Сегодня Александр и Юрий Запесоцкие владеют там недвижимостью стоимостью свыше миллиарда рублей. Часть сдают под мини-отель «РиверСайд Невский 22».
Ещё один адрес — Рубинштейна, 22 (дом Ольги Берггольц и Сергея Довлатова). В 2000-м флигель купил Norris N.V., в 2010-м — Юрий Запесоцкий. В 2016-м продали — теперь там стриптиз-клуб.
На Каменноостровском проспекте — две квартиры (220 и 111 кв. м), подаренные 16-летнему Юрию в 2000-м и купленные отцом в 2019-м. Кадастр — свыше 75 млн.
В Лисьем Носу под Петербургом — 530-метровая вилла на побережье. До 2002-го принадлежала университету, потом — компании «Невские технологии» Леонида Быстрова (работник вуза). В 2020-м Запесоцкий стал владельцем компании. Здесь снимали «Ужин при свечах с Александром Запесоцким», вилла фигурировала в скандалах с берегозахватами.
В Монако с 2011 года — компания «Villa le Nid d’aigle» Юрия Запесоцкого (указал израильское гражданство). Филиал во Франции — 350-метровая вилла на 3 тыс. кв. м у Ниццы с видом на Вильфранш-сюр-Мер. Семья проводила там много времени.
В Эстонии с 2010-го — Capatsiten OU (Запесоцкий, сын и риелтор Анатолий Амбрози). Компания владеет домом 250 кв. м на участке 3,6 тыс. кв. м в Нарва-Йыэсуу — 100 м до Финского залива, 800 м до границы с Россией.
В Израиле с 1997-го — медицинская компания I.C.I. Medical Center Ltd, где Запесоцкий выкупил доли по российскому паспорту.
Вся российская недвижимость семьи с 2024 года в залоге у «Ланта-банка» на пять лет — три договора в один день, включая «чужую» виллу в Лисьем Носу.
Несмотря на лояльность и пропаганду, Запесоцкий не под санкциями. Критикует Запад, но любит Европу — для отдыха и бизнеса в «недружественных» странах.